Важность
креативного движения
«Столько
же, сколько существует жизнь, существует
и движение. И, следовательно, двигаться
— значит удовлетворять базовую и
извечную потребность»1.
В танце, как способе обучения и общения,
заключена уникальная сила, так как
движение — это старейшее и основополагающее
средство выражения человечества. Первое,
что мы делаем — это двигаемся и растём.
Жизнь
в утробе была такой насыщенной!
Насыщенной
шумом и звуками. Они издавались из
материнского тела и из внешнего мира.
Но,
по большей части, там было движение.
Непрерывное
движение.
Когда
мама садится, встаёт, ходит, поворачивается
— движение, движение, движение....
Приятные,
успокаивающие ощущения для маленького
создания, которое внутри.
И
даже когда мама неподвижна, когда она
сидит или лежит, даже когда она засыпает,
её спокойное, ровное дыхание не прерывается
и нежно, непрерывно укачивает маленького
путешественника внутри неё.
Весь
день и всю ночь, бесконечный поток
ощущений и движения.
Но
теперь...!2
Движение
и прикосновение являются первыми
источниками игры и познания между
взрослым и младенцем (укачивания,
похлопывания, поглаживания, подбрасывания).
Это, также, первое, что младенцы исследуют
сами (брыкания, потягивания, улыбка,
ёрзания, наклон головы)3.
Двигаясь, младенцы учатся. По мере того,
как малыши растут, они учатся двигаться
с большей сноровкой. Наша роль, как
учителей, заключается в поощрении детей
к исследованию и движению. Вместе с
помощью в расширении возможностей
движения ребёнка, мы способствуем их
самовыражению и умению решать задачи.
«Двигательный опыт формирует тот порядок
и значение, которым дети наделяют свой
мир, составляя кирпичики их развития»4.
Креативное движение действительно способствует здоровому росту во всех сферах детского развития: двигательной, концептуальной, социальной, и эмоциональной. Креативное движение позволяет детям улучшить их двигательные навыки, осознать собственное тело: как целое, так и отдельные его части. Дети узнают о собственном теле в отношении пространства, так они учатся контролировать начало движения, остановки, скорость и направление движения. Очевидная польза креативного движения — во включении всего тела в энергичную и интересную активность. Креативное движение также позволяет детям расти концептуально, выражать собственные идеи через движение, тренировать свои навыки в решении задач и придумывать новые возможности движения собственного тела. Ребёнок может использовать конкретное движение, чтобы описать свои чувства, персонаж какой-либо истории или элемент природы. Через конкретные действия, такие как изолирование определённых движений, движение с партнёром, прыжки в определённой последовательности или придумывание новых прыжков, дети касаются таких абстрактных концепций, как пространственная осознанность, самоконтроль, принятие идей других. Все дети могут использовать движение в качестве средства общения, и те из них, которым сложно общаться вербально, найдут в этом отдушину и получат особую пользу. Кроме этого, движение способно помочь детям развить эстетическую осознанность красоты собственного тела, а также красоту других. Занятия по креативному движению также помогают в социальном развитии, так как они предоставляют отличную возможность для детей быть друг с другом в атмосфере сотрудничества и общего дела. Такие занятия не соревновательны и поощряют уникальность каждого ребёнка. Они также могут помочь ребёнку научиться чувствовать себя в коллективе успешно и спокойно. Креативное движение может помочь ребёнку вырасти эмоционально — оно позволяет ему чувствовать себя успешным, важным и оценённым, так как в таком движении нет правильного или неправильного. Ребёнок может выражать свои чувства в безопасной атмосфере. Он может выражать контролируемые агрессивные чувства, также, как и чувства страха или счастья. Дети, которые менее физически успешны в других ситуациях, таких как езда на велосипеде или другие физические упражнения, могут освободить свои чувства через креативное движение, в менее угрожающей атмосфере.
Креативное движение также питает кинестезию, ощущение движения. Кинестетическое ощущение диктует восприятие того, куда и как вы ставите ногу, спускаясь с лестницы. Держа чашку кофе во время чтения, вы ощущаете куда стоит переставить чашку, с какой скоростью, а также точную силу, которую необходимо приложить. Когда вы ставите чашку, вам не нужен ваш взгляд - вы полагаетесь на собственное кинестетическое ощущение. Креативное движение может углубить это важное ощущение. […]
Когда ребёнок использует своё тело, ум и воображение в заданиях на движение и танцевальной импровизации, или когда он наблюдает импровизацию других детей — с ним случается эстетическое переживание. Детям нравится такой опыт, и он учит их находить красоту в себе и в том, что их окружает. […] В креативном движении и танце ребёнок свободен в выражении собственной уникальности. Такие наблюдения преподавателя, как «У Джоша очень широкое и сильное положение тела», «Такого движения я никогда раньше не видела», и др. помогают детям чувствовать себя компетентными и успешными, без выделения кого-то, как лучшего. […]
Образы стимулируют ребёнка (его тело, ум и воображение) и играют роль катализатора креативного движения, а само движение — это основа танца. […] Дети, спровоцированные к игре с пространством, временем, направлением и силой движения, обнаружат, что основа их танца имеет разнообразие и выразительность, а движения подвластны их контролю. Таким образом, репертуар их движения будет углубляться. Использование образности необходимо для развития богатого двигательного репертуара. И такой метод направлен на познание сути звукового или визуального образа через свежее и образное движение.
По мере знакомства с разнообразием заданий и допустимых решений дети расстаются с застенчивостью и развиваются на новый уровень в обучении и общении через движение. Прогресс становится очевидным, так как растёт их чувствительность, позитивная самооценка и они становятся способными продвигаться к более сложным идеям и заданиям. […]
(Фрагмент
книги On
the Move: A Handbook for Exploring Creative Movement with Young
Children. Авторы: Ginger Zukowski,Ardie Dickson. Перевод
— Сергейчик Дарья).
Размещено
в ознакомительных целях.
1 Ted
Shawn, Dance We Must [New York: Haskell House Publishing,
1974], 1.
2 Frederick
Leboyer, Loving Hands [New
York: Alfred A. Knopf 1976], 9.
3 Joanne
F. Oppenheim, Kids and Play [New
York: Ballantine Books, 1984], 1-37.
4 Cynthia
Berrol, «The Effects of Two Movement Therapy Approaches,» American
Journal of Dance Therapy 7 (1984): 33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий